зворотній зв’язок
на головну
 
Товариство актуаріїв України (ТАУ)

Вхід для членів

Логін

Пароль

ТАУ

07.10.2013

Введение института ответственных актуариев.

Введение института ответственных актуариев ускорит восстановление доверия к финансовой отчетности страховщиков

Мировой финансовый кризис подорвал доверие инвесторов к сформировавшейся системе присвоения рейтингов. По этой причине Евросоюз в этом году ужесточил правила использования международных кредитных рейтингов и принял закон, нацеленный на сокращение чрезмерной зависимости от рейтингов среди участников финансовых рынков. Новые правила требуют от финансовых институтов ЕС усилить собственные механизмы оценки кредитного риска контрагентов, а не зависеть автоматически и исключительно от оценок рейтинговых агентств.

Для европейских страховщиков основной задачей последних лет стал переход на новую систему платежеспособности, основанную на оценке рисков.

В этих условиях актуарии становятся ключевой составляющей частью модели страхового надзора при поддержании платежеспособности страховых компаний, оценке и контроле рисков. Роль актуария прогрессирует от выполнения оценки обязательств на основе исторических данных до отслеживания адекватности активов с целью покрытия обязательств и оценки финансовой стабильности страховых компаний на постоянной основе.

Проект новой редакции Закона Украины «О страховании» № 9614 предполагает введение института ответственных актуариев. Мы рассматриваем ответственного актуария как лицо с персональными официальными полномочиями или определенной ролью, зафиксированной в законодательстве.

Ежегодно ответственный актуарий обязан рассчитывать технические резервы и заверять, что они адекватные для покрытия всех обязательств перед страхователями, а также подтверждать, что консолидированная финансовая отчетность правильно отражает результаты таких оценок. Ответственный актуарий должен предоставлять ежегодный отчет, который детализирует размеры минимально необходимой маржи платежеспособности, проводить стресс-тестирование текущего и будущего финансового состояния страховщика, а также выполнять ключевую роль в идентификации рисков и их успешном управлении.

Такие меры позволят восстановить доверие к финансовой отчетности, на которую могут положиться не только надзорные органы, но также страхователи, акционеры, рейтинговые агентства. При этом участие актуария в подготовке финансовой отчетности страховщика не должно принижать роли руководства в подготовке финансовых отчетов, равно как и точки зрения внешнего аудитора.

Для реализации поставленных задач, помимо законодательной базы, актуарии должны быть обеспечены достоверной статистикой. При этом ее сбор и консолидация усложняется. Ведь с одной стороны у страховщиков устанавливаются информационные системы, в ходе модернизации которых теряется значительная часть данных. С другой же стороны динамично меняется сам страховой рынок и статистка пятилетней давности является неприменимой.

К примеру, в автостраховании в 2007-2008 году наблюдался наивысший уровень убыточности по КАСКО и числу ДТП. Это объясняется демпингом в период бурного роста рынка, девальвацией национальной валюты, реформированием ГАИ, низкими штрафами и, как следствие, отсутствием должного контроля соблюдения правил дорожного движения.

К 2012 году большинству страховщиков удалость стабилизировать убыточность по КАСКО на уровне 50-60%, однако потенциальный рост рынка ограничен сокращением объемов продаж новых автомобилей.

При этом больше рисков возникло при ОСАГО. Это связано с увеличением размера страховых выплат на покрытие ущерба связанного с жизнью и здоровьем, а также распространением европротокола.

По данным Института Риска только в 2012 году доля дел, урегулированных с помощью европротокола, выросла с 4% в начале года до 15 % в конце. А в таких областях как Тернопольская она составила более 40%. Среднестатистические данные ГАИ в полной мере не показали бы такой динамики. Таким образом, с помощью актуальной сегментированной статистики можно определить причинно-следственную связь того или иного рыночного фактора.

Для проведения же объективного анализа необходимы достоверные рыночные данные, а не только среднестатистические показатели. Необходимая статистика может формироваться не только со стороны ГАИ, а и со стороны страховщиков для формирования единой и наиболее полной базы данных.

Сотрудничество Института Риска с Ассоциацией безопасности дорожного движения может позволить выявить причины высокого уровня аварийности с целью их последующего устранения. Это может не только позитивно повлиять на дорожно-транспортную обстановку в Украине, но и уменьшить убыточность компаний, занимающихся автострахованием.

Со временем большинство дел будут урегулироваться с помощью европротокола. В Европе, например, без обращения в суд разрешается более 90% случаев. Такая тенденция показывает, что роль статистики страховщиков будет только расти. Естественным в таком случае было бы консолидирование данных и создание единой базы.

По данным МТСБУ за последние 5 лет лишились членства по причине невыполнения обязательств перед фондами МТСБУ 13 компаний, которые занимались автострахованием. Привлечение актуариев для анализа консолидированной базы данных компаний автостраховщиков помогло бы своевременно и правильно определить возможные риски и уменьшить их влияние на компании.

Таким образом, единая статистическая база данных компаний может усилить систему внутреннего управления рисками компаний, облегчить доступ компаниям к рыночной статистике, уменьшить аварийность на дорогах и количество банкротств страховых компаний.

Архів новин:
Знайти